С 13 апреля по 13 мая в Трире проходит паломничество к Хитону Господню, который упоминает святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, бывший свидетелем Страстей Господних: „Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий.“ (Ин. 19:23-24)
В 320 году святая равноапостольная царица Елена привезла наряду с другими святынями из Палестины в Трир и Хитон Господень. Трир, самый древний город Германии, в то время был северной столицей и одним из крупнейших городов Римской империи.
Первое письменное упоминание о Хитоне в исторических хрониках относится к 1 мая 1196 года, когда был построен и освящался нынешний алтарь кафедрального собора Трира, где и был Хитон положен.
Для всенародного поклонения Хитон Господень впервые был выставлен в 1512 году, для чего по запросу императора Максимилиана разобрали алтарь и извлекли Хитон. С тех пор он хранится в каменном саркофаге в особой часовне кафедрального собора. Открывается и выносится он только в годы паломничеств. С 17-го века паломничества проходят крайне редко и нерегулярно: в 1655, 1765, 1810, 1844, 1891, 1933, 1959 и 1996 годах.
Сейчас паломничество проходит в честь 500-летия начала всенародного поклонения святыне.
До II-го Ватиканского собора РКЦ, то есть, до паломничества 1996 года, у православных не было возможности даже подойти к Хитону.
Теперь же, благодаря содействию Трирской епархии РКЦ, приходу Московского Патриархата во имя свв. 40 мучеников Севастийских в Трире была предоставлена возможность совершать православные литургии возле Хитона Господня, в храме во имя свят. Афанасия Великого, что находится в одном из приделов собора.
28 апреля Высокопреосвященнейший Феофан, архиепископ Берлинский и Германский посетил Трир и совершил первую архиерейскую литургию у святыни. Владыке сослужил сонм духовенства Берлинской и Германской епархии. За литургией молился епископ Штутгартский Агапит (РПЦЗ). Помимо прихожан прихода 40 мучеников Севастийских и Берлинской епархии, на богослужение собрались паломники от востока до запада – от Урала до Америки. За литургией над алтарником прихода в Майнце Александром Гугенхаймом и алтарником нашего прихода Николаем Вальдером владыка Феофан совершил хиротессию во чтецы. Священник Борис Кутчер, настоятель прихода в Кобленце, и настоятель трирского прихода, священник Вадим Карпенко, были награждёны правом ношения камилавки.
Был совершён молебен с чтением Евангелия Страстей Господних, читаемого в день положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
Владыка Феофан приветстовал всех, приехавших поклониться ризе Господней в эти пасхальные дни. Пасха неразрывна связана с Голгофой, о чём и говорится в евангельском зачале. Воины делили ризы Христовы, а о одежде метали жребий, что прочочествовал псалмопевец Давид за много веков до того. Паломничество – это уже подвиг, потому что человек уходит от обыденности жизни и берёт на себя непростой труд, посвящяет часть своей жизни Богу. И Хитон является не просто символом. Как само таинство Евхаристии материально, так и мы являемся свидетелями Его Страстей, приходя к Хитону и молитвенно призывая на себя покров Божий, подобно кровоточивой жене, исцелившейся от одного прикосновения к ризе Господней.
После того глава протокола Трирской епархии РКЦ диакон Johannes Schaffrath провёл молящихся непосредственно приложиться к Святыне. У Хитона владыку Феофана встречал глава паломничества, монсеньор д-р Georg Bätzing. Под пение духовенством пасхальных песнопений, православные благоговейно прикладывались к Хитону Господню.
После того владыка Феофан и владыка Агапит в сопровождении духовенства и множества прихожан посетили домовой храм прихода 40 мучеников Севастийских и разделили трапезу в паломническом центре во имя св. апостола Фомы, где и находится домовой храм. В радостном воодушевлении возвращались молившиеся в домы своя, увидевшие материальное свидетельство Страстей Господних и несли пасхальную весть о воскресшем Господе.